Луис Комфорт Тиффани внес поистине революционный вклад в стеклоделие.
Луис Комфорт Тиффани был удивительным и очень одаренным человеком – художник, дизайнер, экспериментатор, коммерсант – он создал целую индустрию Красоты. Его произведениями восхищаются и по сей день.
Тиффани создавал витражи и светильники, мебель, мозаики, живописные полотна, стеклянные и керамические вазы, ювелирные украшения, эмали и металлические и серебряные изделия. В каждую технику, которую он использовал, он привнес свои новшества и открытия.
Луис К. Тиффани родился 18 февраля 1848 года в США в семье успешного торговца ювелирными изделиями Чарлза Луиса Тиффани. Он перенял от отца и деловую хватку, и художественный вкус, и любовь к изысканным вещам. А кроме того, отец обеспечил ему блестящее образование и приличное состояние. Это позволило ему проявить свои таланты в полной мере.
Витраж «Морские глубины»
Настольная лампа из плиток фаврильткань
Экран для подвесного светильника «стрекоза»
Когда сегодня говорят о технике витража "Тиффани", то, прежде всего, имеют в виду технику соединения цветных стекол с помощью медной фольги и припоя вместо свинцового профиля в классических витражах.
Безусловно, эта новая технология позволила создавать мельчайшие детали картин из стекла, позволила создавать не только плоские витражи, но и выпуклые и вогнутые формы, которые Тиффани использовал при изготовлении своих знаменитых ламп.
Но успех произведений Луиса Комфорта Тиффани не только в этом.
Я уже упоминала в статье "Витражи – виды и технология изготовления. Классический витраж" о том, что в распоряжении художников того времени был очень скудный выбор цветных стекол. И что все многообразие красок классических витражей создавалось нанесением на однотонное стекло различных красок и эмалей, которые потом запекались поверх стекла-основы.
Тиффани был противником росписи по стеклу. Они применял этот прием только в ранних своих работах и только для изображения лиц и рук. Основу всех великолепных произведений Тиффани составляют цветные стекла. Они не были покрашены сверху однотонного стекла – они сами были не только ЦВЕТНЫМИ, но и МНОГОЦВЕТНЫМИ.
После многолетних экспериментов он создал и запатентовал целый ряд изобретений в области стеклоделия, которые ему позволили создать совершенно новый тип стекла – фавриль.
Это название произошло от латинского корня – "фабриль", что означало "Сделано вручную" (От этого корня происходит и слово "фабрика"). Но именно название торговой марки "Фавриль" было зарегистрировано в 1894 году.
Это непрозрачное опаловое стекло со множеством переливающихся оттенков цветов.
Порой в этих стеклах разные цвета располагались слоями, благодаря чему стекла меняли свой цвет в зависимости от освещения. Он добавлял в расплавленные стекла соли металлов, что придавало им радужный цвет, добавление люстра создавало эффект мерцания.
Для каждого из своих произведений Тиффани варил уникальные по цвету и фактуре стекла. Каждый фрагмент его витража был уникальным, созданным именно для этого витража.
Один из вариантов витража «Морские глубины» под названием «Играющие рыбы» экспонировался на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. В одной из публикаций, посвященных этой выставке, было отмечено: «Витраж "Играющие рыбы» - это уникальная вещь подобного рода и масштаба. Стекло фавриль, избранное Тиффани для данного витража, обладает особой волнистой структурой, и при помощи удивительно удачного подбора его сверкающих кусочков удается придать всей композиции иллюзорный эффект водной среды"
Луис Комфорт Тиффани изготавливал для своих витражей и объемное "складчатое" стекло, по фактуре напоминающее складки ткани. Посмотрите на настольную лампу из плиток фаврильткань (прессованная стеклянная плитка, имитирующая ткань). Выпуск абажуров из стекла, имитирующих складки ткани был налажен в 1910 году. Лампы создавались различных мягких матовых тонов - золотистых, янтарных, голубых,зеленых, аметистовых. Производство такого стекла было запатентовано.
Кроме того, в своих произведениях Тиффани использовал не только стекло но и драгоценные камни, пластинки и сетки из различных металлов, обычную морскую гальку.
Вот, например, плоский экран для подвесного светильника «стрекоза». На крыльях стрекозы поверх стекла припаяна бронзовая сеточка, имитирующая прожилки крыльев стрекозы. Стрекозы - один из любимых элементов творений Тиффани. Известен целый ряд настольных ламп, где были использованы такие стрекозы.
Тиффани создавал витражи и светильники, мебель, мозаики, живописные полотна, стеклянные и керамические вазы, ювелирные украшения, эмали и металлические и серебряные изделия. В каждую технику, которую он использовал, он привнес свои новшества и открытия.
Луис К. Тиффани скончался 17 января 1933 года. К концу жизни этого великого художника в моду вошел бетон, сталь. настал век массового производства. И работы Тиффани вышли из моды. Но, к счастью, в последнее время люди снова начали понимать ценность рукотворных вещей, их красоту и уникальность.
Комментарии