Недавно в ВК один человек мне прислал фото чернофигурной древнегреческой вазы и спросил: «Скажите пожалуйста, тут использована обычная краска по керамике, и обычный прозрачный лак?»
В двух словах не ответить…
Поэтому я решила рассказать об этом подробно.
Почему я могу об этом рассказать?
Мой муж Игорь Новиков был археологом и работал в Фанагории. И я не один сезон провела на раскопках этого древнего города. А кроме всего я – гончар и знаю технологию росписи и обжига глиняных изделий. А ещё я изучила довольно много литературы и археологических отчетов.
Фанагория — один из самых значительных античных городов на Таманском полуострове, основанный в VI веке до н.э. как греческая колония. Он был крупным торговым и культурным центром древности. Город занимал важное стратегическое положение, располагаясь на берегу Керченского пролива. Фанагория процветала в качестве центра торговли, сферой влияния которого были как греческие, так и местные племена.
В Фанагории нередко находили чёрнофигурные и краснофигурные сосуды.
Есть ещё одна уникальная техника керамического декорирования - чернолаковая роспись.
Древнегреческая керамика известна своим великолепием и разнообразием стилей, каждый из которых обладает уникальными характеристиками. Основные стили, такие как чернофигурная роспись, краснофигурная роспись и чернолаковая техника, обладают как схожими, так и отличительными чертами, хотя основные различия между ними связаны скорее со стилем декорирования сосудов, чем с материалом.
- Ой, Вань, гляди-ка, керамисточка!
Нет, я, ей-богу, закричу!..
Ей принесли с раскопа мисочку.
Я, Вань, такую же хочу.
А вон, гляди в отвале - мрак:
Все черный лак, да черный лак!
Ты б вот нечаянно, Иван,
Лекиф в карман...
- Ты, восхищаясь их керамикой,
Успехов наших не забудь.
Мы, Зин, от килика до шкалика
Прошли большой и славный путь!
Их черный лак - загадка, Зин,
Решить не может ни один,
Но наш советский гуталин
Чернее, Зин!
Сергей Клоков, 1982 г.
Из песни археологов
Чернофигурная роспись
Чернофигурная роспись появилась около 700 года до н.э. и доминировала до конца 6 века до н.э. Стиль зародился в Коринфе и позже распространился в Афинах, где достиг наибольшего расцвета.
Художники начинали с нанесения черного глинистого раствора на поверхность сосуда (о растворе поговорим подробнее позже), используя его для изображения фигур и орнаментов.
Фигуры были черными, остальной фон оставался цветом обожженной, обычно красной глины. Детали прорисовывались с помощью процарапывания, что позволяло вырисовывать тонкие линии и узоры на черных фигурах.
Темы и сюжеты, изображенные на этих вазах, включали мифологические сцены, изображения богов, героев и различных эпизодов из греческой мифологии. Также часто встречались сцены из повседневной жизни, такие как спортивные соревнования, пиры и религиозные обряды.
Культурное значение чернофигурной вазописи было огромным. Она не только демонстрировала техническое мастерство древнегреческих художников, но и являлась важным историческим источником, который предоставлял сведения о жизни, верованиях и эстетических предпочтениях древних греков.
Краснофигурная роспись
Краснофигурная вазопись появилась в Древней Греции в конце VI века до нашей эры, около 530 года до н.э., главным образом в Афинах. Этот стиль вазописи стал развитием чернофигурной техники и позволял художникам создавать более сложные и детализированные изображения.
В краснофигурной вазописи красные фигуры оставались в цвете обожженной глины, а фон покрывался черной краской. Это давало возможность использовать более тонкие линии для прорисовки деталей с помощью кисти, а не выцарапывания, как это было в чернофигурной вазописи. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. Этот стиль позволил художникам более точно и реалистично передавать человеческие фигуры и сложные композиции.
Тематически на краснофигурных вазах изображали сцены из мифологии, эпизоды из жизни богов и героев, а также моменты повседневной жизни греков.
Краснофигурные вазы были не только предметами искусства, но и практическими изделиями, используемыми в быту, что ещё больше подчеркивало их важность в жизни древних греков. Этот стиль оставался популярным на протяжении нескольких веков, пока не начал уступать другим техникам и стилям в IV веке до нашей эры.
Вазы-билингвы
С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах.
Вазы-билингвы появились в Древней Греции в период перехода от чернофигурной к краснофигурной технике вазописи, примерно в конце VI – начале V века до нашей эры. Они создавались в Афинах, где художники стремились экспериментировать с новыми стилями и техниками. Вазы-билингвы уникальны тем, что на одной стороне изображение выполнено в чернофигурной технике, а на другой — в краснофигурной. Это позволяло мастерам продемонстрировать свои навыки в обоих стилях и визуально сравнивать их преимущества.
Чернолаковая техника
Эта техника развивалась параллельно с краснофигурной, достигнув пика в классический период. Была популярна благодаря простоте и утонченности.
Вся поверхность сосуда покрывалась черной глазурью, без использования фигурных сцен.
Создавались полированные, глянцевые поверхности, выглядящие почти металлическими.
Основное внимание уделялось форме сосуда и качеству покрытия.
Встречаются сосуды с нежными, едва заметными росписями или добавочными элементами в виде золотых или белых узоров.
В чернофигурной росписи использовали графическую прорисовку и процарапывание для создания деталей, в краснофигурной – изящную кисть. Чернолаковая техника, напротив, фокусируется на эстетике самого покрытия.
(Чернолаковый сосуд IV в. до н.э. со штампами-пальметтами)
Все три стиля используют схожие базовые материалы и применение трехэтапного процесса обжига для достижения характерных цветов.
Чернофигурная и краснофигурная техники богаты сценами из мифологии, повседневной жизни и соревнований, в то время как чернолаковая техника больше концентрируется на эстетике формы и цвета.
Чернофигурная, краснофигурная и чернолаковая техники представляют собой этапы эволюции древнегреческой керамики, отражающие изменения в художественном стиле и культурных предпочтениях. Эти техники вместе создают богатую панораму древнегреческого искусства, сохранившуюся до наших дней, и продолжают вдохновлять современных мастеров и историков.
А теперь давайте подробно рассмотрим материалы и процесс обжига.
Материалы
Красная глина
Основным материалом, используемым для изготовления сосудов, является натуральная глина. Она добывалась в местах производства сосудов. Любая глина имеет свой характерный химический состав. В зависимости от этого состава глина может иметь самые различные цвета и оттенки. Красная глина содержит значительное количество окислов железа - около 5-8% оксидов железа.
Глазурь или шликер?
Состав, который придавал черный цвет, называют и лаком, и глазурью, и шликером.
Основой черной глазури был тонкий слой суспензии глины с высоким содержанием железа.
Основными его компонентами являются:
Железные оксиды:
- Оксид железа (Fe₂O₃): основной пигмент, придающий глазури черный цвет в результате восстановительного обжига.
- Оксид железа (FeO): этот оксид также может присутствовать и часто вызывает редукцию -процесс восстановления окислов металла в процессе сложного обжига, который позволяет изменить цвет глазури.
Силикатные минералы:
- Кварц (SiO₂): диоксид кремния (кремнезём), химическое соединение кремния с кислородом, который является основным компонентом в производстве стекла.
- Полевые шпаты: эти минералы также используются при производстве стекла, так как они способны плавиться при высоких температурах, образуя глазурный эффект.
Алуминатные компоненты:
- Оксид алюминия (Al₂O₃): глинозём участвует в образовании остекления и повышении прочности глазурного слоя.
Добавки:
- Карбонаты: могут использоваться в качестве флюсов, снижая температуру плавления глазури.
Если сравнить данные компоненты с составом керамических глазурей, то можно с уверенностью сказать, что это глазурь, а не шликер, который представляет собой водный раствор глины с добавлением различных минералов для получения нужного цвета.
На Симпозиуме по современной химической физике в г. Туапсе и международной конференции в Г. Харькове в 2007 году были опубликованы исследования древнегреческой чернолаковой керамики из Херсонеса. в исследованиях принимали участие ученые Института проблем химической физики РАН и Института экспериментальной минералогии РАН (Россия) и Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина (Украина).
Представляю вам результаты исследования:
Вывод, сделанный учеными: "Результаты исследования однозначно указывают на то, что «черный лак» является не лаком, а стеклом или эмалью толщиной 11 – 25 мкм с высоким содержанием железа и алюминия".
Обычно глазурь наносится на сосуд после первого утельного обжига. Однако эта глинистая суспензия наносилась на керамику тонким слоем до первого обжига на сырой черепок, а затем обжигалась. Именно поэтому многие считали это шликером или ангобом. Но по составу это глазурь.
Состав черной глазури, использовавшейся в античной керамике, во многом изучен, но в деталях и нюансах, характерных для конкретных регионов и временных периодов, остаются еще неразгаданные аспекты. Научные исследования в этой области продолжались на протяжении многих лет и помогают понять, как осуществляли обжиг и какого рода вещества использовались для создания глазурей.
Нынешние керамисты и художники порой используют стилизованные методы работы с черной глазурью. Некоторые из них изучают старинные рецепты, но точные пропорции и материалы, которые использовались в действительности, трудно воспроизвести из-за отсутствия исторических документов и традиций.
Хотя основные элементы составов глазури, такие как железные оксиды и кварц, известны, сбор точного рецепта на основе использования местных минералов и их свойств по-прежнему представляют собой задачу, требующую детального изучения. Рецепты могли варьироваться даже в пределах одного региона, и часто керамисты использовали материалы, доступные в их местности, что затрудняет определение единого «рецепта».
Трехступенчатый обжиг
Сосуды подвергались сложному процессу обжига в печи. Он проходил в три стадии:
Первый обжиг: происходил в окислительных условиях, в результате чего глина становится красной. В этом процессе обеспечивается доступ кислорода в печь. Использование кислорода приводит к окислению железа, что определяет цвет конечного продукта – красный или коричневый.
На первом этапе, когда сосуды подвергаются обжигу в атмосфере с кислородом, окислители (например, железные окислы) остаются в своей окисленной форме, что и определяет их красный цвет.
Второй редукционный или восстановительный обжиг проходил в условиях ограничения доступа кислорода. При достижении определенной температуры в печь клали уголь и прочно «замуровывали» все отверстия, в которые мог бы проникнуть кислород. Уголь при сгорании сжигал кислород, насыщая печь углеродом.
Такой обжиг приводил к тому, что оксиды железа восстанавливались до более низших оксидов, которые имеют более тёмный цвет. И красная глина также меняла свой цвет на более темный. Однако на поверхностях, покрытых глазурью с высоким содержанием окислов железа, происходило более глубокое восстановление, что придавало им чёрный цвет или даже металлический оттенок.
Печи для восстановительного обжига отличаются от обычных печей использованием специальных камер для контроля доступности кислорода. Они оборудованы воздухозаборниками и это позволяет создавать необходимые условия для достижения идеального восстановительного обжига.
Заключительный окислительный обжиг (третий этап): Возвращение кислорода в печь приводило к тому, что части без покрытия глазурью снова окислялись до Fe₂O₃ и оставались красными, а покрытые глазурью участки оставались чёрными из-за их изменений в предварительных этапах.
Таким образом, точный контроль условий обжига позволял мастерам создавать красивый контраст между красными и чёрными фигурами.
Хотя ученым удалось выявить основные компоненты черной глазури, точный состав остается не до конца известным. Современные мастера и ученые продолжают проводить эксперименты и исследования, используя как традиционные методы, так и новые технологии.
Комментарии