Витражи – виды и технология изготовления. Классический витраж.

Само слово «Витраж» образовано от французского слова vitre , что в переводе значит «оконное стекло».

Первоначально витражи возникли из потребности человека в естественном, но приглушенном освещении помещений. И первоначально витражи размещали именно в оконных проемах храмов.

Разноцветное сияние, разливаясь по всему помещению, создает ни с чем не сравнимую атмосферу  таинственности, праздничности, исключительности.

Если строго говорить, то  витраж – это орнаментальная или сюжетная картина, составленная именно из отдельных деталек, вырезанных из цветного стекла. Однако в раннехристианских храмах окна заполнялись орнаментальными вставками из тонких полупрозрачных пластинок алебастра – природного минерала.

В настоящее время понятие витража настолько расширено, что иногда и роспись контурными красками на стеклянной бутылке называют «витражной». Поэтому мне хочется уточнить, что можно назвать витражом, а что является его имитацией, а что и вовсе никакого отношения к витражам не имеет.

Слева - витраж "Вход Анны Бретонской" (Церковь св. Мало, Франция, г. Диан)

Классический витраж

Классический витраж именуют ещё паечным или наборным.

Предварительно нарезанные кусочки цветных стекол соединяют при помощи металлического (свинцового или латунного) профиля, который спаивается в местах соединения.

  

Вот, например витраж «Мадонна с младенцем» из монастыря Рюти кантона Цюрих (1505 год).

На рисунках представлен сам витраж и схема соединения стекол, из которой явно видно, что витраж собран из довольно крупных деталей, расписанных запекаемыми красками.

Здесь четко видно сочетание, как набора цветного стекла, так и расписанного стекла в свинцовом профиле.

Искусство витража зародилось в средние века и было связано с храмовым строительством. Поэтому композиция строилась по религиозным канонам живописи. 

Почему живописи? – спросите Вы. Да потому, что в те времена в арсенале художников были стекла только трех цветов – синее, красное и бесцветное.

Все богатство красок средневековых витражей получали расписывая отдельные кусочки стекла специальными красками. В пудру легкоплавкого стекла добавляли различные минералы, окислы металлов. Краску наносили на подготовленные кусочки стекла и запекали. Стеклянная краска на века сплавлялась со стеклом. Она не выгорала, не стиралась, не обсыпалась. А потом уже эти расписанные кусочки стекла соединялись свинцовым профилем.

 

 

В 1277 году в основном было закончено возведение церкви Сент-Урбан в Труа (Франция), где впервые была применена другая техника нанесения рисунка на детали витражей – гризайль.

Эта техника получила свое название от французского слова gris – серый. Рисунок в этой технике выполняется краской коричневого или серого цвета. Это - достаточно трудоемкая техника нанесения рисунка. Позже я расскажу о ней подробнее. Сейчас скажу только, что для этого требуется как минимум два обжига стекла. 

Для изготовления витража в технике гризайль, как правило, используется прозрачное кафедральное стекло. 

В этой технике создан, например, один из витражей замка Шантийи (Франция). Этот витраж, созданный в период 1542-1544 гг.  рассказывает об истории любви Психеи и Купидона.

Так как классический средневековый витраж создавался сочетанием не одной, а нескольких технологий, то его вид правильнее определить как комбинированный.

 

Сегодня, когда выбор цветных стекол просто огромный, большинство витражей действительно являются наборными (или паячными).

Но в средние века, когда выбор цвета стекла был не велик, художникам приходилось к каждому витражу изготавливать методом спекания с различными красителями уникальные детали.

При этом отличительной особенностью классического витража остается технология соединения отдельных деталей металлическим профилем. 

Справа представлен знаменитый витраж "Обет Людовика XIII" (Церковь Сен-Винсен-де-Поль, Франция, г. Блуа)

 

 

 

 
  • Комментарии не найдены
Добавить комментарий

Please publish modules in offcanvas position.